Интервью с психологом патронажного центра "Вигор" - Стоград

Перейти к контенту

Главное меню:

Интервью с психологом патронажного центра "Вигор"

Уважаемые читатели нашего дневника проекта, а также будущие гости Патронажного центра «Вигор»!

В продолжении серии интервью с членами команды специалистов патронажного центра "Вигор" предлагаем Вам познакомиться с практикующим психологом, сотрудником ГБУЗ СО ПБ№6, преподавателем Уральского федерального университета Викторией Александровной Дихорь.

Очередное интервью подготовлено  аспирантом УрФУ, директором по развитию компании «Стоград» Поповым Виктором и психологом-консультантом Викторией Дихорь.

Желаю приятного прочтения,
Перевалов Сергей Степанович


Виктор: Виктория, как ты пришла в психологию?

Виктория: У нас в семье династия: родители тоже психологи. Я с самого детства интересовалась вопросами человеческих взаимоотношений. Психология стала для меня неизведанной страной, разобраться в которой можно было, только подобрав ключи к совершенно разным людям.

В старшей школе я уже всерьез увлеклась социальной психологией: зачитывалась книгами, посещала курсы дополнительного образования и ждала поступления на первый курс.
Дихорь Виктория Александровна
практикующий психолог

 
- магистр психологии УрФУ
- медицинский психолог в н/о №2 ГБУЗ СО ПБ№6
- преподаватель ИФКСиМП УрФУ
- осуществяет психологическую подготовку участников национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) по Свердловской области
- осуществяет психологическую подготовку волонтеров Первого Всемирного конгресса людей с ограниченными возможностями здоровья
- автор 20 научных статей по социальной, клинической и спортивной психологии
Сферы деятельности: геронтопсихология, работа с зависимыми (наркомания, алкоголизм, игромания), спортивная психология, консультант по подбору и обучению персонала
В сфере твоих интересов есть пенсионеры, футбольные фанаты, студенты и даже больные алкоголизмом.
Как тебе удается переключаться между разными сферами?

В своей профессиональной деятельности я выбираю лишь те сферы, которые вызывают личный интерес. Человек я разноплановый, поэтому и направлений несколько. Один из самых глобальных рисков для психолога – это профессиональное выгорание, потеря объективности в работе. Оно случается, когда человек останавливается, перестает развиваться и зацикливается на одной теме. В моем случае, бояться нечего! Каждый клиент помогает мне делать новые открытия, расширять горизонты. Так, например, работа с пожилыми людьми позволяет взглянуть на семью, работу и дружбу опытным взглядом взрослого человека. Истории 40-50 летней давности говорят о вечном и актуальном, но совершенно другими красками.

Кто для тебя идеальный клиент?

Для меня есть одно главное правило, которому я следую: если у человека есть запрос и мотивация, то мы будем работать. Запрос – это интересующая тема, значимая проблема или сфера, в которой клиент хочет работать. А мотивация – это желание, а главное готовность разбираться в себе и меняться, что в нашем мире редкость.

А как отличить хорошего психолога от плохого?

Интересный вопрос! Нет конкретного общепринятого перечня характеристик, которые помогут определить хорошего психолога. Для меня есть три важных принципа профессионала:
1.    Психолог – это союзник, но не учитель и гуру. Не стоит учить и тем более поучать клиента жизни.
2.    Не причиняй добро! Человек всегда сам знает, когда ему нужно поговорить. Не нужно задавать лишних вопросов!
3.    Полная конфиденциальность в работе. Этика и умение тактично и толерантно реагировать на любые слова клиента всегда отличат дилетанта от специалиста.
Виктория, как ты понимаешь свою роль в реализации проекта патронажного центра «Вигор» для людей старшего возраста?

Одна из основных целей центра – создать условия для получения удовольствия от жизни. Свою работу могу разделить на 2  направления: 1 – работа с постояльцами и их близкими; 2 –  отбор и обучение персонала.
 
Хотелось бы более подробно остановиться на втором направлении. Для приятной и домашней атмосферы важно подобрать команду-единомышленников, способных профессионально выполнять свои задачи и любить работу. Мы с руководством центра составляем психологические портреты для каждой профессии, указывая обязательные компетенции и личностные качества сотрудников. Например, задачами санитарно-обсуживающего персонала помимо соблюдения чистоты, является координационная помощь посетителям и своевременное сигнализирование другим сотрудникам о возможных неполадках (подозрительные предметы, плохое самочувствие постояльца и т.д.).

Закономерно, что создав хорошие условия, необходимо их поддерживать и улучшать, поэтому мы запланировали обучающие курсы для персонала.

Что самое главное во взаимоотношениях между персоналом патронажного центра и его гостями?

Главное, чтобы персонал ненавязчиво и незаметно постоянно обеспечивал отличные условия для постояльцев и всегда был рядом в нужный момент. Метафорично можно сравнить наших сотрудников с телохранителями – они на чеку,  готовы помочь и поддержать, но при этом не оттягивают на себя внимание.
Часто ли ты встречаешь конфликт поколений сегодня? Какие риски могут проявится во взаимоотношениях «персонал - клиент»?
 
Проблемы «отцов и детей» всегда актуальны, только лишь эволюционируют немного. Во все времена молодое поколение отличали смелые и порой дерзкие поступки, рискованность и эмоциональность. Закономерно, что хочется все больше успеть, а более зрелые родители со своей колокольни взвешивают и семь раз отмеряют перед важным решением.
 
Персонал патронажного центра в среднем значительно моложе наших постояльцев, поэтому главным риском является восприятие сотрудников не как профессионалов, а как «детей или внуков». В таком случае постояльцы могут с меньшей серьезностью относиться к деятельности специалистов центра.
 
Мы поддерживаем доверительное и уважительное отношение к гостям, но при обучении персонала делаем акцент на рабочем взаимодействии, исключая излишнее неформальное общение.

Каким критериям необходимо соответствовать, чтобы работать в патронажном центре?
 
При отборе персонала критерии делятся на универсальные (значимые для всех сотрудников) и уникальные (специфические для каждой специальности). Разберем на примере обслуживающего персонала столовой. К универсальным качествам относятся коммуникабельность, ориентация на групповую нравственность, уважение прав и мнений другого человека, а к уникальным – аккуратность, скорость реагирования, внимательность к деталям, мобильность.
 
Вместе с руководителями центра и экспертами мы разработали психологические портреты «идеальных» сотрудников, учитывая их профессиональные, социально-психологические и личностные качества.

У некоторых людей существует негативный стереотип о домах престарелых. Якобы, пожилые люди чувствуют там себя брошенными или ограниченными в свободе передвижения. Как должен действовать персонал, чтобы такие мысли не возникали?
 
Негативное отношение к патронажным центрам и домам престарелых обусловлено самой атмосферой в заведениях, а также отношением персонала. Закрытая территория, столовская еда и жесткий режим дня – вот то, что стереотипно представляется обывателям.
 
Первое, что видят посетители ПЦ  Вигор – это чудесная тихая природа, вид на озеро и облагороженная территория вокруг центра. Стоит пройти по тропе здоровья и создается ощущение базы отдыха, загородного оздоровительного санатория или дендрария.
 
На входе посетителей встречает управляющий центром. Короткая экскурсия и станет ясно, что никакого заточения не подразумевается. И последний штрих в развеивании мифа – дизайн номеров и корпуса. Яркие цвета, стильные идеи и при этом домашняя атмосфера с мечтающим видом на озеро.
Благодарность
Первый всемирный конгрес людей с инвалидностью
Председатель комитета Томас Краус
Благодарность
Worldskills Russia
Министр образования Свердловской области
Биктуганов Ю.И.
 
А в чем заключается работа психолога в патронажном центре? Должен ли он работать только с постояльцами?

Патронажный центр – это новая среда, как для постояльцев, их родственников, так и для персонала. Изначальная задача психолога – помочь всем адаптироваться, чтобы каждый чувствовал себя комфортно. А затем планируем проводить еженедельные встречи с постояльцами по предварительной записи, а также с их близкими. В центре отводится отдельная роль работе с родными, мы хотим не просто создать здесь «вторую семью» для наших гостей, но и гармонизировать отношения с близкими родственниками.
 
Кроме того, к задачам психолога, я отношу  разнообразные лектории и дискуссии на интересующие темы: как воспитывать внуков или как улучшить память. Выбор темы зависит от гостей.

Посоветуй, когда и с какими вопросами стоит обращаться к психологу?

Удивлю читателей, если скажу, что с любыми вопросами, которые по-настоящему волнуют. Нет четких градаций и ориентиров. Клиенты приходят с совершенно разными темами: одна женщина пришла с бессонницей, а другая, наоборот, постоянно засыпает в разговоре с супругом.
 
Для эффективного взаимодействия важно, чтобы человек мог грамотно и корректно сформулировать свой вопрос.

С какими стереотипами о психологах ты встречаешься в своей работе?

Психологическая помощь в нашей стране развивается и выходит на новый уровень, но все еще у людей остаются страхи и предубеждения. Например, бытуем мнение, что психолог работает только с отклонениями и «проблемными людьми». Часто путают психолога и психиатра, который как раз работает с психическими расстройствами. Или же существует стереотип о том, что психолог сам находит выход из любой ситуации, а клиент просто ему следует.
 
В нашей работе важен диалог: психолог не может дать универсальную таблетку и без вклада клиента ему помочь.
Какие возможности может дать патронажный центр нашим постояльцам?
Может ли он обеспечить домашний комфорт и интересный досуг?

На мой взгляд, патронажный центр – это возможность разнообразить свой досуг, найти единомышленников и приятно проводить долгожданное свободное время.  Дом, работа, дом, работа – вечная рутина, в которой живет большинство из нас. Выход на пенсию позволяет немного отдышаться и жить в свою удовольствие, не спеша и не вздрагивая от будильника.

Удивительно, но свободное время – это роскошь, которой порой трудно грамотно распорядиться. Сотрудники патронажного центра разрабатывают план интересных досуговых мероприятий, учитывая предпочтения постояльцев. Кинотеатр, ботанический сад, мастерские, лектории, музыкальные вечера и даже турецкая сауна – это лишь малая часть возможностей.
 
Найти
Stograd, Ltd 2013-2016. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню